Как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность: тестирование при работающем и неработающем двигателе
Важнейшей деталью в автомобиле считается его аккумулятор (АКБ). Это прибор оказывает сильное влияние на работу всех систем машины. Силовой агрегат не заведется, перестанут гореть фары, откажутся работать другие системы. Поэтому аккумулятор требует бережного отношения, постоянной профилактики.
Внешний осмотр аккумулятора
Практически в каждом автомобиле АКБ устанавливается на специальной подставке под капотом. В принципе, это обыкновенная прямоугольная коробка, сналитым электролитом.
Электричество подается с помощью проводов: плюс/минус. Они соединяются с блоком-распределителем. Получившаяся электролитовая «батарейка» питает электроэнергией все узлы автомобиля.
Проводя внешний осмотр батареи, очень важно проверить:
- контакты,
- целостность;
- чистоту.
Некоторые внешние факторы, помогают определить состояние аккумулятора, принять решение о замене или чистке АКБ:
- Контакты в грязи. Чтобы батарея работала, она должна быть абсолютно чистой. Если она грязная, значит, батарея уже проработала какой-то срок, грязь не позволит выполнять контактам нормальную работу.
- Окислились выводы. Сразу же бросается в глаза посторонний налет на клеммах. В основном, причиной является утечка электролита. Это кислота, которая заливает контакты. В результате уменьшается площадь контакта, снижается эффективность работы аккумулятора.
- На корпусе появились трещины. Батарея обязательно должна быть монолитной. Пластиковая коробка, совместнос электролитом должна быть цельной, без повреждений. Чтобы обнаружить трещину, не требуется дополнительного оборудования, все прекрасно видно при сильном освещении.
- Любая пыль, электролитовые подтеки, скопившаяся грязь, легко удаляются ветошью. Категорически запрещается использовать для езды грязный аккумулятор. Образовавшийся токопроводящий налет становится причиной быстрой разрядки, батарея теряет свои первоначальные свойства.
Проверка работоспособности АКБ автомобиля в бытовых условиях
Не нужно ограничиваться только внешним осмотром. Достаточно завести «холодный» двигатель, особенно если автомобиль долго простоял на улице в морозную погоду.
Если машина быстро и легко завелась, значит, батарея находится в отличном состоянии. Если машина завелась с трудом, лампочки приборной панели еле-еле горят, фары почти не светят, значит, аккумулятор требует замены или проверки специальными приборами.
Проверка мультимером
Чтобы получить точные, числовые результаты состояния батареи, необходимо воспользоваться мультиметром. Прибор оснащен двумя щупами, разного цвета. Красный считается плюсом, черный – минус.
Для измерения напряжения устанавливают на приборе режим измерения. Красным дотрагиваются до «плюсового» контакта, черный соединяют с «минусом».
Измерения выполняют на выводах, когда нагрузка отсутствует. Если аккумулятор хорошо заряжен, дисплей прибора покажет 12,6 – 12,9 вольта. Такое напряжение считается нормальным, когда АКБ полностью заряжена.
Обратите внимание! Иногда можно перепутать цвет щупа. Результат будет таким же, только с отрицательным значением.
Мультиметром можно проверить аккумулятор на работающем двигателе. Однако проверка будет проходить совместно с генератором. Заодно можно будет проверить работу регулятора напряжения.
При работающем двигателе, числовые данные будут немного выше 13 – 14 вольт. Если эти показатели немного ниже, значит, имеются проблемы, связанные с зарядкой. Если числовые значения выше, возможно начало электролиза воды.
Проверка нагрузочной вилкой
Этим точным инструментом, редко пользуются в бытовых условиях. Обычно им работают на станциях технического обслуживания.
Преимуществом работы нагрузочной вилки является получение точного результата. Принцип действия прибора аналогичен манипуляциям с мультиметром.
Нагрузочную вилку необходимо подсоединить к выводам аккумулятора. В отличие от мультиметра, она показывает, какой ток возникает при создании короткого замыкания. Без нагрузки этот показатель должен достигать примерно 13 вольт.
Так как нагрузочная вилка повторяет работу стартера, падение напряжения при использовании не должно превышать 9 вольт. Если этот показатель значительно ниже, можно говорить о сильной разрядке аккумулятора.
Показатель принимает свои первоначальные значения после удаления нагрузки. Когда под нагрузкой величина напряжения падает до 5 вольт, иногда до 3, такой аккумулятор не в состоянии завести двигатель автомобиля.
Важно! Подумать о замене аккумуляторной батареи стоит, если падение напряжения при работе с нагрузочной вилкой меньше 9 вольт.
Каждому использующему нагрузочную вилку, необходимо помнить, что она подает на АКБ 200 ампер. Поэтому работать с ней можно лишь при комнатной температуре. Наилучшими условиями для работы с таким изделием будет 18 – 25 градусов.
Проверка тестером холодной прокрутки
Основываясь на полученной информации о существующем внутреннем сопротивлении, тестеры аккумуляторов анализируют, в каком состоянии находятся пластины аккумулятора, определяют ток холодной прокрутки (ССА). Чем выше это значение, тем вероятнее запуск двигателя машины в зимнее время.
Технологический процесс тестирования полностью повторяет описанный выше способ. К выводам батареи подключаются провода тестера. Выбирается базовая величина пускового тока (берется с данных, написанных на аккумуляторе). Тестер должен сравнить полученные данные. Нужно немного подождать, пока тестер выполнит работу.
Он проведет измерение величины пускового тока батареи. Проведет сравнение с эталонным (базовым значением). Прибор сделает вывод о состоянии аккумулятора, предупредит, что необходима замена прибора.
Ручная проверка
Аккумулятор в спокойном состоянии (без нагрузки), когда двигатель не запущен, показывает напряжение 12,5 – 13,0 вольт.
Чтобы определить уровень заряда можно воспользоваться старинной, довольно простой методикой:
- напряжение 12,9 вольт – заряд батареи достигает 90%;
- напряжение 12,5 вольт – 50%;
- напряжение 12,1 вольт – 10%.
Конечно, эта методика не показывает точного значения уровня заряда, однако она проверена большим количеством автомобилистов. Приблизительно все данные правильные.
Использование такой методики имеет один нюанс, о котором нужно помнить. Если замеры проводятся сразу после остановки силового агрегата, то полученные показания могут не совпадать с данными, полученными следующим утром. Значения напряжения будет другим. Поэтому проводить измерения напряжения необходимо непосредственно перед поездкой.
От уровня заряда АКБ зависит способность держать напряжение несколько дней. На хорошо заряженом аккумуляторе, напряжение не упадет, даже если машина простояла неделю без запуска. Когда батарея разряжена, напряжение начнет быстро падать. Заряд аккумулятора не сможет продержаться длительное время.
Проверка аккумулятора при работающем двигателе
На работающем силовом агрегате должно быть напряжение 13,5 – 14,0 вольт. Если напряжение превышает 14,2 вольта, следовательно аккумулятор слабо заряжен. Генератору приходится прилагать больше усилий, чтобы выполнить заряд батареи.
Конечно, такое происходит нечасто. Например, в зимнее время наблюдается повышенное напряжение. Аккумулятор разрядился, простояв ночь на холоде. Иногда электроника после определения величины температуры воздуха, распоряжается подать увеличенный заряд на батарею.
Проверка аккумулятора при неработающем двигателе
Чтобы проверить напряжение аккумулятора, когда двигатель не работает, понадобится мультиметр. Аккумулятор считается разряженным, если напряжение меньше 11,8 – 12,0 вольт. Завести машину невозможно.
Все описанные способы определения состояния АКБ отличаются своими положительными и отрицательными качествами. Водитель сам решает, какая методика ему больше подходит. Все зависит от поставленных задач, а также финансовых возможностей.