Как сделать прицеп для мотоблока своими руками — чертежи, пошаговые инструкции, фото примеры
Универсальное и компактное средство механизации сельского труда уверенно вошло в жизнь сельских жителей.
Успехом пользуются мотоблоки и в небольших фермерских хозяйствах, где помогает справляться со многими видами сельскохозяйственных работ.
Наличие разных, по назначению и комплектации, прицепов к одному тягловому механизму позволяет значительно расширять возможности технического оснащения рабочих процессов.
Предлагаемые заводскими производителями готовые приспособления для мотоблоков отличаются значительными ценами и недостаточно широким ассортиментом.
Назначение прицепов для мотоблоков
Наличие разных видов прицепов значительно расширяет возможности механизации сельского труда с помощью мотоблока.
Техника универсального назначения помогает с наименьшими трудовыми затратами справляться со многими сезонными работами. С ранней весны и до поздней осени с помощью сменных приспособлений можно пахать, сеять, убирать урожай и перевозить его к месту хранения.
Технические характеристики готовой механической продукции часто не удовлетворяют потребностям тружеников частных или производственных хозяйств, поэтому возникает необходимость в улучшении существующих конструкций или самостоятельном изготовлении прицепного оборудования для мотоблока.
Размеры навесных конструкций
Вес и габариты прицепа для мотоблока напрямую зависят от мощности агрегата. Они условно разделены на 3 категории, среди которых:
- Облегченные тележки с одной осью, размером 1х1 метр, предназначенные для моторизованной техники, с мощностью около 5 лошадиных сил.
- Навесное оборудование средней грузоподъемности, до 500 кг, и габаритами 1х1,5 метра, для мотоблоков, с мощностью от 5 до 10 лошадиных сил.
- Четырехколесные конструкции, предназначенные для самых сильных тягловых агрегатов, с параметрами 1,2х2,0 метра.
Выбрав подходящий вариант прицепа для имеющегося в хозяйстве мотоблока, можно приступать к подготовке нужных материалов, чтобы собрать оборудование своими руками.
Заготовка материалов и инструментов
Для любой модификации и назначения прицепного оборудования понадобится ходовая часть, которую в домашних условиях сделать практически невозможно. Ее лучше взять от какой-нибудь старой машины, например, «Москвича» или «Запорожца».
Для домашнего мастера, имеющего обычный для механизатора запас инструментов, не станет проблемой самостоятельно перебрать и смазать детали подвески.
Для сборки конструкции понадобится различная продукция металлопроката, среди которой:
- лист стальной;
- трубы металлические разного диаметра, 25х25 мм и 30х60 мм;
- швеллер, пруток и уголок из стали.
Необходимый комплект деталей следует корректировать на импровизированном чертеже, сразу выбирая их длину и площадь сечения.
Для работы понадобятся навыки слесаря и сварщика, а также стандартный набор инструмента, в котором имеются тиски, напильники, шуруповерт, дрель, ножовка по металлу, гаечный ключ, отвертки и болгарка.
Чертеж для самодельного прицепа
Домашний мастер не всегда точно знает, какие детали он сможет приобрести для воплощения своих творческих задумок. Поэтому начинать работу над конструкцией оборудования со сложного и подробного чертежа не имеет смысла.
На подготовительном этапе достаточно изобразить общий внешний вид прицепа, с примерными размерами и основными техническими узлами.
В процессе подготовки нужных материалов может произойти корректировка предварительной конструкции, в зависимости от реальных возможностей и найденных элементов.
Технология сборки прицепа
Процесс изготовления любой техники состоит их закономерных этапов, первые из которых включают подготовку деталей и основных узлов, после чего происходит их сборка в одну цельную конструкцию.
Корпусная рама
Основой оборудования является металлическая рама, на которой компонуются остальные детали.
Она делается из уголка или трубы, сваренных в виде прямоугольной формы, со средними размерами 1х1,5 см.
Подвижная ходовая часть
Имея в своем распоряжении задний мост от списанного малолитражного автомобиля, остается только промыть и смазать его детали, подготовив к работе в новом качестве.
Конструирование и обшивка кузова
На готовую металлическую раму можно сделать борта для удобной перевозки любой продукции сельского хозяйства.
В зависимости от имеющихся материалов и назначения прицепа, боковые борта можно сделать из деревянных досок, пластиковых щиток или металлического листа, что относится также ко дну кузова.
Дерево считается не слишком долговечным материалом для изготовления прицепов, а пластик бывает слишком хрупким.
Самым надежным оказывается металлический лист, который стоит дороже, но служит намного дольше.
Борта усиливают вертикальными и горизонтальными ребрами жесткости, красят, а дерево покрывают защитными составами.
Устройство тормозов
Мотоблок с прицепом представляют собой соединенное транспортное средство, которому необходимы тормоза.
Многие ограничиваются небольшой педалью с резиновой насадкой, прижимаемой к колесу прицепа с помощью ножного тормозного механизма.
Для более тяжелых моделей лучше использовать настоящие автомобильные элементы.
Механизм сцепления мотоблока с прицепом
Сцепка необходима для установки на мотоблок любого навесного оборудования, поэтому она должна быть универсальной и подходить не только для тележки прицепа.
Самым простым способом можно изготовить дышло для фиксации прицепа из двух швеллерных скоб, одна из которых крепится на мотоблоке, а другая на навесном оборудовании.
В металлических скобах сверлят одинаковое количество отверстий, чтобы они совпадали при соединении и закреплялись с помощью болтов.
На мотоблоке можно установить дополнительный регулировочный рычаг с рукоятью.
Изготовление культиватора
Для обработки почвы перед посевом широко используются культиваторы, которые делаются самостоятельно.
Готовое навесное оборудование снабжено собственным мотором, на который ложится часть нагрузки при работе в сцепке с мотоблоком. Но такие функции присутствуют далеко не на всех модификациях техники.
Пассивный культиватор можно собрать из отдельных деталей и соединять с мотоблоком посредством обычной сцепки.
Прицеп на двух осях
Чтобы безопасно перевозить значительные грузы, объемом более 300 кг, придется делать большой прицеп на 4-х колесах.
Принцип работы такой же, как для сборки небольшого прицепа, но потребуется больше материалов, рассчитанных на необходимую грузоподъемность транспортного средства.
Для изготовления рамы подойдут стальные трубы, диаметром не меньше 50х50 мм, а оси колес необходимо приварить к лонжеронам.
Заднюю часть кузова лучше сделать подвижной, для упрощения разгрузки.
Задачи по комплектованию мотоблоков различным дополнительным оборудованием представляют собой интересный творческий процесс. Для энергичных и сообразительным людей такая деятельность может стать полезным опытом в модернизации тяжелого физического труда.